(вы находитесь на сайте ef-bntu.narod.ru)

кликните на изображении для увеличения

Многие большие события начинаются с небольших случайностей. Однажды на базе туристического клуба Альтаир (РТИ) организовалась начальная школа туристской подготовки. Школа работала по двум направлениям: техника водного туризма и техника пешего, тоже, как ни странно, туризма. Окончанием этой школы являлись зачётные походы. Для туристов пешеходников – зачётный пеший поход первой категории сложности, для туристов водников – зачётный поход первой категории сложности, но уже по рекам и на байдарке…

Школа пешей туристской подготовки проводилась дважды в неделю по вторникам и четвергам в 19:00 на шестом этаже первого корпуса РТИ. Было интересно? Да! Вел занятия Латокурский А.Г. Потрясающе увлеченный человек, согласившийся забесплатно проводить с нами по два вечера в неделю. Занятия обычно начинались с завязывания узлов. Как сейчас помню, первый показанным нам узлом был стремя. Вообще то этот узел также известен как выбленочный. Ещё вязали булинь, восьмёрку, скользящий. От себя я научил знакомых девушек вязать удавку. Вдруг им в жизни пригодиться… Александр Григорьевич рассказывал много леденящих кровь историй о том, как бывает горная болезнь у неподготовленных туристов и о том, как в Алжире водятся ядовитые рыбы. Народу было реально много. Человек, эдак, сорок постоянных посетителей. Соответственно после окончания школы предполагалось устроить зачётный поход первой категории сложности где-нибудь по Беларуси. Народу желающего идти хватало, вести было некому. Но, Александр Григорьевич согласился побыть нашим поводырем, то есть командиром – руководителем, и вот, поход запланировали на 28 апреля – 3 мая. Итого пять ходовых дней, порядка 160 пройденных километров и масса специфических приключений.

Вернувшись из водного похода, я решил пойти в пеший категорийный. Звоню, значит, Диме, и спрашиваю у него, как дела с походом? Он говорит, нормально, собираемся. Я, говорит, завхоз, составляю раскладку, много кто соглашается, а потом отказывается, но в общем народу хватает. Если пойдёшь с нами, запишись у Латокурского, а из продуктов купи три килограмма картошки, килограмм конфет и хлеба…

Стартовали мы от кольцевой автодороги МКАД, в Зелёном луге, там, где компьютерный клуб «Вирус». Выходили днём, уже все собрались, Александр Григорьевич пришёл последним, и мы тронулись…

28 апреля 13:23, выходим из Минска. У нас была такая система: каждый день назначаются дежурные ведущие, которые непосредственно ориентируются по карте и прокладывают маршрут. Шли весело, всё ещё только начиналось. Мозолей ни у кого не было, рюкзак был тяжёлый, светило солнце и было достаточно тепло. Шли мы то полем, то дачами. Карта 84 года мало соответствует действительности. Где-то леса уже нет, где-то вместо поля дачи, деревня Малиновка обозначенная как несколько домов оказалась довольно продолжительной, в конце вышли к пионерским лагерям, и стали в лесу за ними. К нам подъехали милиционеры и предупредили, что вообще-то тут неподалёку дача сами знаете кого, так что не потревожьте сон вождя. Вечером поговорили о итогах дня. Как оказалось шёл по карте я ещё неплохо, бывает и хуже. А так, первый день кончился красивым закатом в сосновом лесу. У нас в группе было 5! палаток. Из них нормальных только моя TRAMP N2 и Александра Григорьевича Турлановская юрта. Остальные побрали на складах универов тяжёлые брезентовые пионерские палатки материя которых протекает и которые нужно накрывать полиэтиленом.

29 апреля. Погода прохладная, но солнечная. Сегодня у нас полномасштабный ходовой день. С утра на выходе из леса, поговорили с АГ о проблемах использования местных видов топлив. В плане того, что просека, по которой мы шли, была завалена сушняком, и все эти дрова можно было бы вывезти и использовать. Шли мы по разному лесу. Бывало, идёшь и лес чистый, поваленных деревьев не видно, а бывает идёшь – сплошной бурелом. Шли среди полей на которых только-только начинали появляться первые всходы. Светило солнце, было ощущение простора. К обеду проголодались. Сварили и съели за час. Достаточно оперативно. Отдохнули и дальше. В этот день у нас было запланировано посещение горы Лысой. Есть такое место, второе по высоте в Беларуси. Там ещё монастырь мужской неподалёку расположен. Сама же лыса гора – жуткий бурелом, от тригапункта там ничего не осталось, одни бревна крест накрест. Дальше шли только по лесу, вдоль ручья пока не стали на ужин. Вечером сквозь верхушки сосен на нас взглянуло солнце, спать мы пошли за полночь.

30 апреля канун праздника. Сами знаете какого. Шли весь день. Ничего особо примечательного. Кроме того, что у народа начали появляться серьёзные мозоли. Первые мозоли появились ещё вчера, но сегодня они приняли глобальный характер. Днём похолодало, но к вечеру слегка прояснилось. Ночь на первое мая мы остановились встречать возле речки с забавным названием «Конотопка».

1 мая А-а-а! Караул! Ночью выпал снег. Нет, вечером он так слегка падал, но с утра вообще всё замело. Как сейчас помню: вылезает Люда из палатки общей: «А-а-а-а, там всё в снегу!». Не может быть, вылезаю сам: «Ё…Да тут снега…» Проблема заключалась в том, что группа была экипирована для летнего похода с небольшими заморозками, но не для снега по щиколотку. У большинства девушек лёгкие кеды. Что делать? Меня бы как руководителя такая ситуация поставила бы в затруднение.  АГ придумал Наполеоновский ход. В этот день у нас была запланирована переправа чрез Конотопку. Все дружно сняли обувь, и вброд перешли реку. Ноги закалились, и обморожения можно было не опасаться. Или почти не опасаться. Когда пришли на обед возле санатория Сосновый Бор, почти все поснимали обувь и расставили её возле костра. Прошли мимо памятника Гастелло. К вечеру погода из «плохой» превратилась в просто в «не ахти», утренний снег весь растаял, на ужин мы стали возле Радошковичей. После ужина нас пригрело заходящее солнце, и мы нашли череп коровы. Иван пел песни возле костра…

2 мая. С утра солнце, а нас впереди дорога ждёт неблизкая. Посетили гору Маяк, или, скорее, прошли мимо неё, дальше шли всё полями да дачами. На обед сварили суп из крапивы и местного ручейка, еда кончалась, как, впрочем, и наша пешая прогулочка. После обеда шли мимо огромной железнодорожной насыпи, ещё чуть-чуть и на ужин уже стали возле самого Минского моря. Вечер был последний, но без пьянок. Вечером начался дождь. И вроде бы всё…

Но тут начались приключения у тех, у кого были палатки из протекающего брезента. Как мне потом рассказывали с утра, у народа вода хлюпала в спальниках. Поэтому уже в пол-пятого утра большинство собралось возле костра. А что делали ночью мы? Ну, у нас палатка не протекала…

А утром мы шли к Минску. Кто-то пошёл на электричку, кто-то на 44 автобус. Было как-то грустно, что всё закончилось так. Погода была серая, я по пути рассказывал о достоинстве палатки из тафетты перед палаткой из брезента, договорились встретиться для вручения справок о зачёте категорийного похода.

Эпилог: встретились мы 10 мая, АГ нам всем вручил справочки, поели торта, попили чая. Поздравляю с успешным завершением пешего похода, не какой-нибудь, а первой категории сложности!

(вы находитесь на сайте ef-bntu.narod.ru)