(вы находитесь на сайте ef-bntu.narod.ru)

река: Страча

поход: водный

продолжительность: 4 дня

сроки: 15-18 апрель 2006

И вот, в самый длительный и жаркий день лета, меня, так сказать, посетила ностальгия по весенней прохладе...

Началось всё с того, что сломав обе лыжи в конце зимы, я договорился с Иваном, что он меня возьмёт в водный поход, и вроде всё это выглядело вполне так заманчиво... Водный поход первой усложненной категории обещал несколько дней гребли по самой технически сложной Белорусской реке Страча. Народу туча, 18 человек, в маршрутке, мне пришлось доклеивать внизу лист бумаги, все не вмещались. Шёл я руководителем. В общем-то, с нами было много опытных людей, на Страче бывавших, маршрут знающих, и поэтому я плыл вроде как сам себе, указывая остальным дорогу, зато дежурить меня никто не заставлял!

Стартовали мы от здания БНТУ, загрузившись в два автобуса типа WF trans. Ехали до Нарочи. Хоть места в машинах было предостаточно, угораздило меня сесть на первое место рядом с Красилёвым... Планировали начать с озера Большие Швакшты, но там реально лежал лёд. Ледокола Ленин у нас с собой не было, и мы поехали до моста за озером Малые Швакшты, на деревню Дубровщина. Там высадились, собрались, возмутились тем, что завхоз Терпиловский Иван зажилил пайку, и в начале маршрута на обед выдели на 18 человек 1 палку колбасы, пакет майонеза и две бутылки газировки. При этом собрал со всех по 30 $ на 4 дня хода. Топить надо таких завхозов. Зато на протяжении маршрута всё время рассказывал нам байки про то, как он "водит коммерческие группы по 60$ за два дня и как мы сэкономили, что пошли в этот раз за 30$ на 4 дня." Еще потом обижается..

Касательно реки, то на протяжении от моста на Дубровщину до начала заказника река представляет собой миандрированную, заросшую камышом протоку, на каяке идти там одно удовольствие, там где байды застревали, я легко проскальзывал пластмассовым дном. Лил дождь. Это нужно было прочувствовать, вторая половина апреля, только что сошедший лёд с реки, небо цвета серого знамени, чёрная вода, жёлтый камыш, болота, и мы... гребём. Говорят -"такая характерная природа на Старче..." Ну так вот, она там холодной пасмурной весной действительно характерная. Километраж не указываю, скажу просто: плыли после обеда и до ужина. Стали на границе заказника в беседке на берегу реки. Зимой мы там катались на лыжах, а сейчас вот... Говорят, эту беседку специально построили для регулярно приезжающего высшего начальства, которое регулярно ходит тут на охоту и рыбалку. Как раз до беседки идёт колея, проложенная колёсами газика. Я так и представлял себе, вот едет там какой-нибудь областной начальник лесников по той дороге, за окна газика цепляются еловые ветки, а багажнике звенят бутылки с минералкой.

Перед сном около получаса слушал, как Слава упрашивал Ивана дать спирту на килевые, ведь День Рождение у человека! Иван не соглашался. Слава настаивал и приводил аргументы. Иван ложить хотел на аргументы и приводил свой любимый контраргумент "А фиг вам!" Слава настаивал. Иван не сдавался и тактики не менял. Я ждал чем это закончится, посмеиваясь в темноте. Я склонялся поставить на жадность Ивана. Однако настойчивость Славы не знала границ. В конце концов мне это надоело и я пошёл спать, так и не дослушав окончания дебатов. Как выяснилось, жадность Ивана не подвела... Я потерял свой коврик. Какой то подлый товарищ забрал мой коврик. Забрал коврик руководителя похода. Ночью пробовал спать на голой земле. Полежал 40 минут, меня начал бить озноб. Лежал расслабившись и дрожал на холодной земле. Это ведь ещё только снег сошёл, а местами белел в тени елей. Как говорил Кастусь,- "Ты ж десант, а десанты на голой земле спят." Ну так вот, я в такой десант, который спит на холодной сырой весенней земле без коврика служить не пойду. Потому что реально я так не умею, спальник от холода на голом полу палатки не спасает. Идти рубить ночью еловые ветки мне было в лом, от отморожения меня спасли товарищи, которые подвинулись и подарили мне 30 сантиметров спасительной теплоизоляции. За что им пламенной спасибо, а тому, кто взял мой коврик и так и не признался, как говориться, фьюнерал фак

Дальше было утро на границе гидрозаказника. Собрались, позавтракали, отчалили. В этот день нам предстояло пройти весь заказник и на лагерь стать недалеко от Ольшева. На карте всё так кажется мало и коротко На самом деле там жуткий миандр и полукилометровые петли на поле. Обычно когда пишут отчёты про Страчу, упоминают возможность по большой воде зайти в озеро Болдук. Мы этой возможностью по весеннему половодью сполна воспользовались. На реке Страча лёд уже сошёл, на озере Болдук нас ждала ванна со льдом. Дальше метра вглубь каяк ледоколить отказался, байды в попытке подражать ледоколам также продвинулись недалеко. Постояли, представили глубину озера и двинулись дальше. Сразу после протоки в озеро Болдук по большой воде, вас, если вы отчаетесь проследовать нашим маршрутом, будет ждать бревно через реку. Где-то на уровне привального бруса Тайменя. Летом вода спадёт, проходить будет легче, мы же её форсировали как есть. Второй день похода (это уже 16 апреля) выдался солнечным и даже жарким, насколько может быть жарким весенний день. Запомнился полем возле озера Болдук, по которому жутко петляла река, завалами, овражистым рельефом после Болдука до Ольшево. Красота! Тем не менее, не особо утруждая себя греблей, стали на лагерь. Кто-то пошёл смотреть на светлые озёра, я остался сторожить лагерь. Инцидент: как руководитель, иду первым. Ищу место на стоянку. И вдруг ощущаю, что за мной никого нет, кроме одной байды с Кастусём и Ирой. Стоим, ждём. Говорим о том, о сём. Время идёт. Никто за нами не следует. Что за #!&? Скинув каяк, в юбке прыгая по кочкам, возвращаюсь, и вижу картину: группа самостоятельно приняла решение стать на лагерь на той поляне, а на руководителя ложила весло. Ну, всё, думаю, кто тут придумал стать, сниму нах_ с маршрута, и всё такое, пуская потом о справке заикнётся! Как обычно, виноватого не нашлось, на грозный вопрос "И кто же придумал тут стать?" получил ответ, что стать тут придумало колективное бессознательное. Ну что же, ну и весло на него на это бессознательное, а то у меня руки чесались Терпиловского снять с маршрута первой категории за грубое неподчинение, (расстрелять по законам военного времени как подстрекателя), узнав что к коллективному бессознательному он вроде как и не причастен, снимать Васю мне уже как то было неприкольно, на этой мажорной ноте закончился второй день похода. Злорадно пожелав всем "подъём завтра в шесть утра" отправился спать.

На следующий день 17 аперля проснулся на том же самом месте, где вчера заснул. Впереди у нас было запланировано форсирование порога возле Ольшево и гребля гребля гребля, чем дальше тем лучше, так как реально уже начали отставать. Опять река, завалы, обносы. Мы вообще ничего не пилили. Если были старые пропилы, шли через них. Если не было - обносили. Если вы шли в 2006 году по Страче, и где-то пропилили завал, то знайте, мы тот завал обнесли! Порог возле деревни Ольшево, по словам Юркевича, вовсе не порог, а так. Иван конечно возразил ему, что это полноценный двоечный порог. Проходится легко. Самое интересное уже после порога. А после порога такое явление: русло сужается, и вода начинает реально "переть", через реку перекинуто бурей бревно, с узеньким пропилом справа. И в этот пропил надо вписаться. И я, так уже после порога расслабившись, в поворот не вписываюсь, отгребать назад мне лень, и я так спкойненько становлюсь лагом, мне закусывает нос каяка в протоке, и теперь я становлюсь в протоке лагом очень капитально, и осознаю, что сам я отсюда уже не выгребу. "Катапульта - вот спасение, и на стропах натяжение..." Отстрелившись из каяка, вдвоём со Славой вытаскиваем его на берег, выливаем воду и смотрим как Владимир Юрьевич Красилёв, председатель тур-клуба БНТУ, член КФКиС, мой манёвр повторяет и на Неве-2 становится лагом поперёк потока. "...$## Вытаскивай!" Интересно, а что бы сказал Карлсон из финской сказки, если бы в дождливую погоду в вертикальном штопоре упал в Комсомольское озеро? Он бы вылез на берег и сказал бы "Малыш, давай варенье!" то бишь "Завхоз, тащи килевые!". Вообще, оверкилей в тот день хватало. Злобствовать по этому поводу не буду, хорошо, что никто не утоп...

На лагерь встали возле начала ирригированного поля на выходе из лесополосы. Народ капитально промок, и всем хотелось побыстрее обсохнуть. И все 18 человек выбравшись на берег, столпились возле пионерского костра, попеременно подставляя к теплу различные части тела. Повытаскивали байды и решили дальше не идтить. Шёл третий день маршрута, прошли мы ровненько половину. Я лично склонялся ко мнению, что до конца (Ольховка) мы дойти не успеем. Было около 4 часов дня. Развед-группа в составе 4 человек, включая меня, отправилась в ближайшую населёнку. Вы думаете за водой? Ничего подобного. Просто какая-то завхозовская _! устроила нам спортивную пайку с цитата: "потеря в весе одни процент". И поэтому вместо того, чтобы как все нормальные люди ходить за водкой, мы шли за салом, хлебом, луком, консервами. Хотя водку тоже купили. От начала ирригированного поля мы дошли сначала до Ольшево, а затем до Комарово. Шли. Нас обгоняли машины с литовскими номерами. Придорожные красавицы отворачивались от небритых лиц, сходив в Комарово, мы без приключений вернулись назад. Получился такой радиальный выход километров этак в 22. В тот вечер наевшись досыта и наслушавшись баек Терпиловского о том, как он водит коммерческие походы с переносным генератором и душем, и что поэтому мы самые что ни на есть спротсмены, и поэтому жрать нам не положено, отправился спать и как водится уже утром 18 числа, как вы уже догадались, проснулись на том же самом месте.

Следующий день была ГРЕ_БЛЯ. В качестве развлечения была плотина возле моста. Плотина от бывшей мельницы. Метровый скат воды. Пологий. Прошли. В описаниях маршрута нам советовали "обнос справа". Обнос для тех, кто придумал тормоза на велосипед! А тем временем с моста за нами наблюдали пограничники на оранжевой копейке. И впечатлившись нашим сплавом, подошли к нам и предложили скинутся базовыми величинами за нарушение пограничного контроля в тридцатикилометровой зоне. "Сейчас я вам достану маршрутку..."- со зловещим видом я ковырялся во внутренностях каяка. Пограничники, наблюдая за мной, поправили кобуру. Иван отошёл в сторонку, чтобы застрелили только меня. "А вот она, маршрутка!"- достал её я и Иван пошёл как самый старший объяснятся с пограничниками. На память они подарили нам правила нахождения в приграничной зоне. Штрафа не взяли. А после плотины была та самая вышеупомянутая _ОНАСАМАЯ. (* то бишь гребля) Гребли мы оставшуюся половину дня до Ольховки. Нашли самогонный аппарат на берегу. Капитальный такой агрегат литров эдак на полста. Но брошенный. Если будете плыть за нами, то знайте, по реке Страча на берегу после Селевичей до Радюши стоит на правом берегу чудо отечественной пищевой промышленности...

Пограничники обещали нас проверить по прибытию в Ольховку, но обещания не сдержали. Приехали те самые автобусы что везли нас сюда, и забрали обратно домой в Минск. Кончилось моё командирство. По приезде в Минск, нашёлся коврик, потерянный в самом начале. Забрав вещи из автобуса, народ начал расходится по домам в разных направлениях. Стартовали мы от БНТУ, туда же и вернулись. Закинул рюкзак и пошёл на метро. Вот так вот мы съездили на Страчу.

PS По уровню тактико-технической подготовки, все готовы к участию в походах более высокой категории сложности, кроме Терпиловского Ивана, которого завхозом брать нельзя. Конец.

ВИДИО прохождения плотины  Str1806.WMV (скачать 0,8Мб)